Конференция«Языкознание для всех» помогает повышать уровень культуры речи, формирует ценностное отношение к русскому языку у будущих учителей разных предметов,что входит в число приоритетных задач языковой политики МПГУ.Так как язык является универсальным инструментом общения, лингвистические исследования,могут быть нацелены на познание самых разных сторон жизни.Учащиеся наравне с известными учеными-лингвистами обсуждают вопросы развития языка.
Учредители конференции:
− Московский педагогический государственный университет;
− Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
− Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина;
− Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1541».
Участники конференции: учащиеся 6 – 11 классов школ Москвы, Санкт-Петербурга, иных
регионов России, стран СНГ и других русских школ за рубежом, студенты высших учебных
заведений, а также колледжей и техникумов.
Порядок работы:
27 февраля 2025 г. – Главный корпус МПГУ (ул. Малая Пироговская д. 1, стр.1) –
открытие и круглые столы (участвуют школьники и студенты), студенческие секции;
закрытие студенческой части конференции;
28 февраля 2025 г. – ГБОУ Школа №1541 (Проспект Вернадского, д. 55) – секции
школьников; закрытие школьной части конференции.
Круг вопросов для исследования:
1. Представления о семье в разных языках и культурах. Концепт «семья». Обозначения
членов семьи: родителей, детей, братьев, сестёр и т.д.; разделение на старших и младших
членов семьи, в разных языках, мотивированность этих обозначений. Семейные ценности
в языках разных народов (любовь, верность, уважение и др.) Специфика терминов родства
и родственных отношений в разных культурах (шурин, деверь, mother-in-law и т.д.)
2. Устойчивые выражения, связанные с семьей. Фразеологизмы с компонентамиобозначениями родственных отношений в разных языках (наш брат, всем сестрам по
серьгам). Пословицы и поговорки, включающие термины родства или метафорически
представляющие стороны семейной жизни и характеристики членов семьи (родная сторона
– мать, чужая – мачеха; яблоко от яблоньки недалеко падает и т.п.).
3. Языковые средства описания семейных ритуалов и обрядов (сватовство, свадьба,
поминки и т.д.) у разных народов. Поздравления с днем рождения и другими семейными
праздниками. Отражение семейной темы в государственных документах (понятия:
совершеннолетие, иждивение, опека и т.д.), выступлениях государственных деятелей
разных народов (конституция, законы, выступления депутатов и т.д.)
4. Отражение в языке возраста и пола членов семьи. Отношение к пожилым людям,
детям, в разных культурах в разные исторические периоды. Обозначения возраста и пола
лексическими и фразеологическими средствами. Разные части речи в обозначении возраста
(долгожитель, мелкий, молодеть, стареть, взрослеть и т.д.). Специфика общения взрослых
с детьми. Специфика детского языка. Фразеологизмы с общей семантикой «возраст»
(пешком под стол ходить, молоко на губах не обсохло, седина в бороду – бес в ребро и т.д.).
Сопоставление особенностей мужской и женской речи.
5. Семейные понятия, семейные отношения как источник языкового материала.
Понятия «родство», «общность», «узы», «связь», «отношение», «часть», «целое» и
национально-специфичный характер их языковой реализации. Оппозиция «свой – чужой»
в языках мира. Обозначения эмоций, чувств и отношений, в т.ч. полярных (любить –
ненавидеть, заботиться – пренебрегать и т.п.). Лексические, грамматические,
стилистические средства обозначения и выражения эмоций и отношений в языке и тексте.
Переносные значения единиц, обозначающих родственные отношения (материнская
плата, братья по оружию, медсестра). Сленг в семейном общении. Домашние прозвища.
6. Родство языков и его доказательства (на материале фактов различных языковых семей
и групп). Сопоставление слов, выражений, грамматических категорий в родственных и
неродственных языках. Редкие и исчезающие языки и их сохранение. Сопоставление
формул речевого этикета в разных языках (обращение, приветствие, благодарность и т.д.)
7. Отражение семейных отношений в языке художественной литературы,
публицистики, фольклора. Речевые характеристики членов семьи в художественных
произведениях. Языковые средства внутрисемейного общения. Обращение к членам семьи
литературных персонажей разных эпох. Сопоставление языка семейного общения в
творчестве разных писателей. Использование терминов родства в публицистике.
Трансформация семейной лексики в устном народном творчестве.
8. Языковые аспекты разных видов семейного досуга. Язык любимых семейных
кинофильмов, театральных спектаклей, телепередач. Язык общения рыболовов,
спортивных болельщиков, любителей командных игр («мафия», «крокодил», «ассоциации»
и др.), садоводов, кулинаров и т.д. Язык компьютерных игр.
9. Современные технологии общения внутри семьи и между семьями. Язык общения
разных поколений в Интернете. Общение в мессенджерах, семейных чатах, домовых чатах.
Роль социальных сетей в семейном общении. Искусственный интеллект как виртуальный
член семьи. Языковые помощники в семейном быту (Алиса, Siri и др.)
Этапы подачи и отбора заявок на участие в конференции для школьников и студентов:
1 этап:
до 01.12.2024 – этап подачи предварительной заявки на участие.
В предварительной заявке указываются сведения об участнике и примерная тема доклада,
тезисы доклада на этом этапе указывать необязательно.
2 этап:
− до 01.02.2025 – этап сбора итоговых заявок участников школьной секции. В итоговой
заявке формулируются тезисы работы.
− до 10.02.2025 - этап сбора итоговых заявок участников студенческой секции. В итоговой
заявке формулируются тезисы работы.
3 этап:
− До 15.02.2025 – этап экспертизы присланных тезисов (отборочный этап).
Публикация результатов отборочного этапа и распределение проектов по секциям.
Очные/дистанционные консультации для участников конференции (по желанию могут
участвовать и учителя – научные руководители школьников) будут проведены в декабре
2024 г и январе 2025 г. Рассылка с приглашением на консультацию будет проводиться по
адресам участников, подавших предварительные заявки.
Основное содержание (программа) конференции
Порядок и регламент оценки докладов и награждение лучших докладчиков
1. Оценка докладов, представленных на конференции, осуществляется жюри.
2. При оценке работ принимаются во внимание следующие факторы:
отвечать на вопросы, уместное использование мультимедийных средств, раздаточного материала и т.д.)
3. Лучшие докладчики Конференции определяются решением жюри и награждаются:
школьники – дипломами I, II, III степени, студенты – дипломами за лучший доклад на
секции (дистанционные участники – в электронном варианте). Возможно награждение в
дополнительных номинациях, учрежденных вузами, издательствами и другими
заинтересованными организациями.
Планируется очный формат проведения. Для иногородних и иностранных участников возможен дистанционный вариант участия.
Обращаемся ко всем будущим докладчикам: надеемся на ваше очное участие!
Ценность наших конференций – в настоящем общении!
Вся информация о приеме заявок, консультациях, объявления и т.д. на сайте:
https://sites.google.com/mpgu.edu/logos2025
Почта для возможных вопросов участников конференции: konf.logos2025@gmail.com