XXIX Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех» состоится 27-28 февраля 2025 г. Общая тема: «Язык и семья»

Конференция«Языкознание для всех» помогает повышать уровень культуры речи, формирует ценностное отношение к русскому языку у будущих учителей разных предметов,что входит в число приоритетных задач языковой политики МПГУ.Так как язык является универсальным инструментом общения, лингвистические исследования,могут быть нацелены на познание самых разных сторон жизни.Учащиеся наравне с известными учеными-лингвистами обсуждают вопросы развития языка.

Цели и задачи Конференции:

  • привлечение обучающихся к учебно-исследовательской и проектной деятельности в
  • области языкознания как системообразующей для других предметных областей;
  • личностное развитие школьников:
  • через познание мира, других людей, самопознание;
  • через развитие научного мировоззрения, интеллектуальных и творческих
  • способностей, исследовательского поведения и исследовательских умений,
  • творческой инициативы, самостоятельности в приобретении знаний;
  • через формирование потребности в рефлексии: объективном оценивании
  • своих достижений, соотнесение их с приложенными усилиями;
  • поддержка развития русского языка и культуры, повышение мотивации их изучения
  • (в том числе в зарубежных странах);
  • формирование толерантного отношения к культуре других народов через
  • исследовательский интерес к их языкам;
  • развитие исследовательской и коммуникативной компетенций обучающихся, в том
  • числе навыков и умений самостоятельно оформлять презентации своих творческих
  • работ и представлять их на конференциях;
  • создание детско-взрослого сообщества, объединенного областью научных
  • интересов;
  • привлечение научно-педагогического потенциала высшей школы и академических
  • учреждений к научному наставничеству творческих работ обучающихся;
  • популяризация научно-лингвистических знаний.

Учредители конференции:

− Московский педагогический государственный университет;

− Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;

− Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина;

− Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1541».

Участники конференции: учащиеся 6 – 11 классов школ Москвы, Санкт-Петербурга, иных

регионов России, стран СНГ и других русских школ за рубежом, студенты высших учебных

заведений, а также колледжей и техникумов.

Порядок работы:

27 февраля 2025 г. – Главный корпус МПГУ (ул. Малая Пироговская д. 1, стр.1) –

открытие и круглые столы (участвуют школьники и студенты), студенческие секции;

закрытие студенческой части конференции;

28 февраля 2025 г. – ГБОУ Школа №1541 (Проспект Вернадского, д. 55) – секции

школьников; закрытие школьной части конференции.

Круг вопросов для исследования:

1. Представления о семье в разных языках и культурах. Концепт «семья». Обозначения

членов семьи: родителей, детей, братьев, сестёр и т.д.; разделение на старших и младших

членов семьи, в разных языках, мотивированность этих обозначений. Семейные ценности

в языках разных народов (любовь, верность, уважение и др.) Специфика терминов родства

и родственных отношений в разных культурах (шурин, деверь, mother-in-law и т.д.)

2. Устойчивые выражения, связанные с семьей. Фразеологизмы с компонентамиобозначениями родственных отношений в разных языках (наш брат, всем сестрам по

серьгам). Пословицы и поговорки, включающие термины родства или метафорически

представляющие стороны семейной жизни и характеристики членов семьи (родная сторона

– мать, чужая – мачеха; яблоко от яблоньки недалеко падает и т.п.).

3. Языковые средства описания семейных ритуалов и обрядов (сватовство, свадьба,

поминки и т.д.) у разных народов. Поздравления с днем рождения и другими семейными

праздниками. Отражение семейной темы в государственных документах (понятия:

совершеннолетие, иждивение, опека и т.д.), выступлениях государственных деятелей

разных народов (конституция, законы, выступления депутатов и т.д.)

4. Отражение в языке возраста и пола членов семьи. Отношение к пожилым людям,

детям, в разных культурах в разные исторические периоды. Обозначения возраста и пола

лексическими и фразеологическими средствами. Разные части речи в обозначении возраста

(долгожитель, мелкий, молодеть, стареть, взрослеть и т.д.). Специфика общения взрослых

с детьми. Специфика детского языка. Фразеологизмы с общей семантикой «возраст»

(пешком под стол ходить, молоко на губах не обсохло, седина в бороду – бес в ребро и т.д.).

Сопоставление особенностей мужской и женской речи.

5. Семейные понятия, семейные отношения как источник языкового материала.

Понятия «родство», «общность», «узы», «связь», «отношение», «часть», «целое» и

национально-специфичный характер их языковой реализации. Оппозиция «свой – чужой»

в языках мира. Обозначения эмоций, чувств и отношений, в т.ч. полярных (любить –

ненавидеть, заботиться – пренебрегать и т.п.). Лексические, грамматические,

стилистические средства обозначения и выражения эмоций и отношений в языке и тексте.

Переносные значения единиц, обозначающих родственные отношения (материнская

плата, братья по оружию, медсестра). Сленг в семейном общении. Домашние прозвища.

6. Родство языков и его доказательства (на материале фактов различных языковых семей

и групп). Сопоставление слов, выражений, грамматических категорий в родственных и

неродственных языках. Редкие и исчезающие языки и их сохранение. Сопоставление

формул речевого этикета в разных языках (обращение, приветствие, благодарность и т.д.)

7. Отражение семейных отношений в языке художественной литературы,

публицистики, фольклора. Речевые характеристики членов семьи в художественных

произведениях. Языковые средства внутрисемейного общения. Обращение к членам семьи

литературных персонажей разных эпох. Сопоставление языка семейного общения в

творчестве разных писателей. Использование терминов родства в публицистике.

Трансформация семейной лексики в устном народном творчестве.

8. Языковые аспекты разных видов семейного досуга. Язык любимых семейных

кинофильмов, театральных спектаклей, телепередач. Язык общения рыболовов,

спортивных болельщиков, любителей командных игр («мафия», «крокодил», «ассоциации»

и др.), садоводов, кулинаров и т.д. Язык компьютерных игр.

9. Современные технологии общения внутри семьи и между семьями. Язык общения

разных поколений в Интернете. Общение в мессенджерах, семейных чатах, домовых чатах.

Роль социальных сетей в семейном общении. Искусственный интеллект как виртуальный

член семьи. Языковые помощники в семейном быту (Алиса, Siri и др.)

Этапы подачи и отбора заявок на участие в конференции для школьников и студентов:

1 этап:

до 01.12.2024 – этап подачи предварительной заявки на участие.

В предварительной заявке указываются сведения об участнике и примерная тема доклада,

тезисы доклада на этом этапе указывать необязательно.

2 этап:

− до 01.02.2025 – этап сбора итоговых заявок участников школьной секции. В итоговой

заявке формулируются тезисы работы.

− до 10.02.2025 - этап сбора итоговых заявок участников студенческой секции. В итоговой

заявке формулируются тезисы работы.

3 этап:

− До 15.02.2025 – этап экспертизы присланных тезисов (отборочный этап).

Публикация результатов отборочного этапа и распределение проектов по секциям.

Очные/дистанционные консультации для участников конференции (по желанию могут

участвовать и учителя – научные руководители школьников) будут проведены в декабре

2024 г и январе 2025 г. Рассылка с приглашением на консультацию будет проводиться по

адресам участников, подавших предварительные заявки.

Основное содержание (программа) конференции

  • Содержание конференции определяется в соответствии с его целями и задачами.
  • Содержание докладов, представляемых на конференцию, может выходить за рамки
  • общеобразовательных программ, а также относиться к комплексу предметов или областей знаний, обязательными при этом являются требования к докладу: жанр – учебно- исследовательская работа или проектная работа (с исследовательской частью), лингвистическая цель исследования.

Порядок и регламент оценки докладов и награждение лучших докладчиков

1. Оценка докладов, представленных на конференции, осуществляется жюри.

2. При оценке работ принимаются во внимание следующие факторы:

  • соответствие содержания работы сформулированной теме, поставленной исследовательской цели и задачам;
  • самостоятельность в сборе и анализе языкового материала и проведении исследования, корректность применяемой методики;
  • наличие авторской позиции, творческий подход в решении задач;
  • научный уровень работы (опора на лингвистическую научную и научно- популярную литературу, применение адаптированных лингвистических методов исследования);
  • качество полного письменного варианта текста учебно-исследовательской работы: наглядность и иллюстративность работы, культура оформления (стиль, структура, композиция);
  • качество презентации работы (логика изложения, ораторское мастерство, умение

отвечать на вопросы, уместное использование мультимедийных средств, раздаточного материала и т.д.)

3. Лучшие докладчики Конференции определяются решением жюри и награждаются:

школьники – дипломами I, II, III степени, студенты – дипломами за лучший доклад на

секции (дистанционные участники – в электронном варианте). Возможно награждение в

дополнительных номинациях, учрежденных вузами, издательствами и другими

заинтересованными организациями.

Планируется очный формат проведения. Для иногородних и иностранных участников возможен дистанционный вариант участия.

Обращаемся ко всем будущим докладчикам: надеемся на ваше очное участие!

Ценность наших конференций – в настоящем общении!

Вся информация о приеме заявок, консультациях, объявления и т.д. на сайте:

https://sites.google.com/mpgu.edu/logos2025

Почта для возможных вопросов участников конференции: konf.logos2025@gmail.com

Начало мероприятия
27 февраля 2025 в 10:00
Окончание мероприятия
28 февраля 2025 в 18:00
Приём заявок
c 29 октября 2024 12:00 до 02 декабря 2024 00:00
Форма участия
Очно-дистанционное
Место проведения
27 февраля 2025г. – Главный корпус МПГУ (ул. Малая Пироговская д. 1, стр.1) 28 февраля 2025г. – ГБОУ Школа №1541 (Проспект Вернадского, д. 55)
Язык
Русский
Контактные данные
Гусарова Вера Сергеевна
+79037143939 konf.logos2025@gmail.com