Участие с докладом по теме "Интерактивное обучение. Школьный музей и ученики в гармонии" в вебинаре на тему: "В мире удивительного: наследие ЮНЕСКО". Докладчик: заведующая школьным музеем "Китайская шкатулка" Иванова Татьяна Игоревна
С 2007 года в нашей школе началось изучение китайского языка, и уже в 2008 был заключен договор о сотрудничестве с Шанхайской школой иностранных языков при Шанхайском университете иностранных языков. С этого же времени начались ежегодные культурно-образовательные обмены. В 2016 году также начались ежегодные обмены с Пекинской школой при Академии наук Китая.
За время сотрудничества был накоплен богатый материал, представляющий различные аспекты китайской культуры и декоративно-прикладного творчества. Впоследствии в экспозицию музея вошли не только эти материалы, но и подарки дружественных школ, других образовательных организаций (школ, университетов), китайских друзей и представителей китайской культуры, живущих в Санкт-Петербурге. Кроме того, экспозиция музея представляет результаты взаимодействия школьников двух стран в рамках совместных проектов, результатов мастер-классов, видеороликов фотографий .
Все экспонаты в музее так или иначе связаны не просто с историей и культурой Китая, а тем или иным образом рассказывают о нашем взаимодействии со школьниками школы иностранных языков Шанхая, со школьниками Пекина, с проведением различных наших школьных праздников. В нашем музее есть небольшая постоянная экспозиция, а также один раз в два месяца мы организуем временные выставки.
Современные образовательные тенденции требуют инновационных подходов, способствующих глубокому пониманию материала и повышению интереса у учащихся. Одной из таких форм обучения является интерактивное обучение, которое активно вовлекает школьников в процесс познания. Важным инструментом реализации этого подхода становится школьный музей, превращающийся из статичного хранилища экспонатов в пространство для творчества, исследования и самовыражения.
В этом учебном году мы открыли сезон новой выставкой, посвящённой 75-летию образования Китайской народной республики. Мы хотели с помощью нашей выставки осветить историю взаимоотношений наших стран: Китая и России в 20 и в начавшемся 21 веках.
Выставка была создана активом школьного музея, ребята разработали экскурсию и было принято решение о просветительской деятельности не только в классах изучающих китайский язык, но и для обычных классов средней и старшей школы.
Интерактивное обучение в школьном музее — подход, который помогает не просто учить, а вовлекать, вдохновлять и развивать. Таким образом мы попробовали объединить традиции и современность, знание и творчество, учителей и учеников.
Школьный музей — это не только собрание экспонатов, отражающих историю, культуру и достижения, но и уникальная площадка для междисциплинарного взаимодействия.
• Культурно-историческое наследие. Учащиеся изучают экспонаты, связанные с местной историей, традициями и знаменитыми личностями.
• Образовательная платформа. Музей позволяет интегрировать знания из разных предметов: истории, географии, биологии.
• Пространство для инициатив. Ребята могут участвовать в создании экспозиций, организовывать экскурсии, писать исследовательские работы.
Интерактивный подход дает возможность рассматривать музей как динамичное и живое пространство, где ученики становятся не просто зрителями, а активными участниками.
Принципы интерактивного обучения в школьном музее:
Интерактивное обучение подразумевает использование таких методов, которые развивают творческое мышление, самостоятельность и навыки работы в команде.
Основные принципы:
1. Активное вовлечение учащихся. Ребята самостоятельно исследуют музейные экспонаты, создают проекты и делятся знаниями.
2. Обратная связь. Учеников мотивируют высказывать свои идеи, проводить мини-лекции или проводить экскурсии для младших классов.
3. Командная работа. Учащиеся организуют группы для исследования и представления исторического материала.
4. Использование современных технологий. Аудиогиды, дополненная реальность интерактивные панели делают посещение музея более увлекательным.
Примеры интерактивных форм работы в школьном музее.
1. Квесты и игры. Организация квестов по музейной экспозиции позволяет школьникам в игровой форме усваивать материал. Например, поиск «потерянного артефакта» или решение исторических загадок.
2. Создание виртуальных туров. Используя технологии, школьники могут создать виртуальную экскурсию, доступную для всех желающих.
3. Творческие проекты. Учащиеся могут готовить презентации, выступления или театральные постановки, связанные с темой музея.
4. Мастер-классы. Например, изготовление предметов, связанных с экспозицией музея, — гончарные изделия, исторические костюмы или копии старинных инструментов.
5. Ролевая игра. Участники «оживляют» экспонаты, рассказывая их истории от первого лица.
Гармония музея и учеников: взаимная польза
Интерактивное обучение делает музей важным образовательным ресурсом.
Это помогает:
• Ученикам: Развивать исследовательские навыки, углублять знания, раскрывать творческий потенциал.
• Учителям: Делать обучение интересным, мотивировать учеников и укреплять их связи с местной культурой.
• Музею: Привлекать внимание школьников и родителей, создавая пространство, которое становится частью образовательного процесса.
Когда ученики участвуют в деятельности музея, они чувствуют себя сопричастными к сохранению культуры, что способствует формированию уважения к историческому наследию.
Школьный музей в гармонии с учениками становится не только хранилищем истории, но и пространством для обучения, творчества и общения. Интерактивное обучение, основанное на музейной деятельности, помогает воспитывать активных, любознательных и сознательных граждан. Гармония между школьным музеем и учащимися — это ключ к развитию образовательного процесса, где история становится живой, а обучение — интересным.