Итоги Международной научно-практическая конференция: «Развитие образования посредством искусственного интеллекта»

Мероприятие собрало более 50 докладов от международных научных сообществ и представителей штаб-квартиры ЮНЕСКО, обсудив применение искусственного интеллекта в образовании.

Конференция предоставила возможность обменяться опытом в области повышения качества образования с использованием методов и инструментов искусственного интеллекта. Были представлены успешные кейсы применения ИИ в различных учебных заведениях, демонстрирующие, как алгоритмы могут помочь в учебном процессе и способствовать развитию аналитических навыков у студентов.

Всего было представлено и заслушано более 50 докладов от международных научных сообществ из Алжира, Беларуси, Бурунди, Индии, Китая, Марокко, Намибии, Сингапура, Узбекистана, Южной Африки, Российской Федерации, а также представителей штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, 70 регионов Российской Федерации, 20 кафедр ЮНЕСКО, 87 Ассоциированных школ ЮНЕСКО и 2 Центров ЮНЕВОК.

На пленарном заседании с приветственными словами выступили:

  • Нэлла Прусс, профессор, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО при МИД РФ, национальный координатор сети «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ, заместитель председателя Координационного Комитета кафедр ЮНЕСКО в Российской Федерации, руководитель Центра ЮНЕВОК, основатель и президент Университета управления «ТИСБИ», г. Казань.
  • Татьяна Довгаленко, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, заместитель директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям, Министерство иностранных дел Российской Федерации, г. Москва.
  • Фэнчунь Миао, начальник отдела технологий и искусственного интеллекта в образовании, сектор образования ЮНЕСКО, Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже.
  • Инга Нишанян, координатор программы кафедр ЮНЕСКО/УНИТВИН, Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже.
  • Ильсур Хадиуллин, министр образования и науки Республики Татарстан, г. Казань.
  • Булат Замалиев, уполномоченный по технологиям искусственного интеллекта в Республике Татарстан, г. Казань.
  • Владимир Филиппов, президент ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий Кафедрой ЮНЕСКО «Кафедра сравнительной образовательной политики», г. Москва.
  • Роза Ахмадиева, ректор ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», академик-секретарь Академии наук РТ, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, г. Казань.

«Как и в ЮНЕСКО, так и в БРИКС образование является одним из ключевых вопросов. Образование играет важную роль в развитии общества, но в условиях быстрого технологического прогресса традиционные методы обучения уже не могут удовлетворить потребности современного мира. Мы видим, как искусственный интеллект трансформирует учебный процесс, открывая новые возможности для обучения и повышая качество образования. Международная научно-практическая конференция направлена не только на обмен знаниями, опытом и идеями, но и на совместные образовательные проекты в области развития искусственного интеллекта»

Нэлла Прусс, основатель и президент Университета управления «ТИСБИ».

Искусственный интеллект открывает новые горизонты в образовании, предлагая инновационные решения для повышения эффективности обучения и подготовки будущих поколений к успешной жизни в цифровом мире. С тематическими докладами на пленарном заседании выступили:

  • Айрат Хасьянов, вице-президент Академии наук РТ, заместитель директора ИТ-Парка по образовательной деятельности, PhD, г. Казань: «Вычислительное мышление».
  • Евгений Бобров, проректор, начальник управления академической политики и организации образовательной деятельности АНО «Университет Иннополис», г. Иннополис: «Новая программа Университета Иннополис AI:360. Цели и задачи».
  • Элтон Ромео Харт, адвокат юридической клиники, Университет Йоханнесбурга, Южная Африка: «Применение методов и инструментов искусственного интеллекта в высших учебных заведениях».
  • Карим Эрруаки, профессор, доктор, президент Международного консультативного комитета CAFRAD-Панафриканской межправительственной организации Танжер, Марокко: «Искусственный интеллект в образовании: продвижение обучения и равенства в цифровую эпоху».
  • Павел Сергоманов, кандидат психологических наук, руководитель Академической лаборатории ООО «СберОбразование», соавтор Интеллектуального помощника «Ассистент преподавателя», г. Москва: «На пути к глубокой платформизации обучения: автоматизированная обратная связь на основе качественных исследований и ML-моделей».

«ЮНЕСКО, стремясь идти в ногу со временем, в короткий срок первой из международных организаций разработала рекомендацию об этических аспектах использования искусственного интеллекта. Особый акцент делается на том, что ценность традиционных форм обучения имеет важнейшее значение для развития отношений обучающихся с преподавателями и другими учащимися, что должно приниматься в расчет при обсуждении вопросов, касающихся внедрения искусственного интеллекта. Надеюсь, что по итогам конференции будут сформулированы важные практические рекомендации, а полученный опыт междисциплинарного диалога и обмен лучшими практиками поможет двигаться к решению поставленных задач»

Татьяна Довгаленко, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

В конференции приняли участие: представители Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Министерства науки и образования РТ, Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ, Академии наук Республики Татарстан, представители Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, представители некоммерческого партнерства «Совет директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Татарстан», ректоры ведущих международных, российских вузов и вузов Республики Татарстан, представители учреждений ВО и СПО Российской Федерации и Республики Татарстан, научные деятели России и Республики Татарстан, а также представители предприятий и организаций.

«Мы должны подготовить общество к системе искусственного интеллекта. Очень важно, чтобы гражданин в эпоху ИИ оставался ответственным и креативным, критически мыслил, становился лидером поколения искусственного интеллекта. Сегодня мы стараемся объединить два измерения: новые технологии и традиционные ценности»

Фэнчунь Миао, начальник отдела технологий и искусственного интеллекта в образовании, сектор образования ЮНЕСКО.

Эксперт любезно предоставил нам свою презентацию, которую можно скачать во вложении к этой новости.

Как отметила Стефания Джаннини, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования ЮНЕСКО: «стремительный рост систем искусственного интеллекта (ИИ) имеет глубокие последствия для преподавания и обучения, особенно в отношении роли учителей и компетенций, которые им требуются для навигации в постоянно меняющемся технологическом ландшафте. Использование ИИ в образовании поднимает фундаментальные вопросы об активности учителей и их способности определять, как и когда разумно использовать эту технологию. Учителям срочно необходимо предоставить возможность лучше понимать технические, этические и педагогические аспекты ИИ. Однако по состоянию на 2022 год только семь стран разработали структуру компетенций ИИ или программу профессионального развития для учителей. Эта жизненно важная новая структура ЮНЕСКО по компетенциям ИИ для учителей позволяет странам заполнить этот пробел. Первая в своем роде глобальная структура была разработана для информирования о разработке национальных структур компетенций ИИ и программ профессиональной подготовки учителей, гарантируя, что они продвигают образование как общественное благо. Структура соответствует миссии ЮНЕСКО, выступая за ориентированный на человека подход, который объединяет компетенции ИИ для учителей с принципами прав человека и ответственности человека. Таким образом, он отвечает на срочный призыв из доклада ЮНЕСКО 2021 года «Переосмысление нашего будущего вместе: новый общественный договор в сфере образования», чтобы помочь преобразовать отношения человечества с технологиями. Публикация основана на предыдущей работе ЮНЕСКО в этой области, такой как структура ИКТ-компетентности для учителей, ИИ и образование: руководство для политиков, а также более позднее Руководство по генеративному ИИ в образовании и исследованиях. Она основана на вкладах широкого круга заинтересованных сторон, извлекающих пользу из идей государств-членов ЮНЕСКО о разработке и внедрении школьных программ по ИИ, опыта международной рабочей группы, четырех международных консультационных совещаний и нескольких раундов онлайн-консультаций. Структура ИИ-компетентности для учителей разрабатывалась рука об руку с схемой компетенций для учащихся. Я надеюсь, что эти две структуры позволят учителям и учащимся формировать инклюзивное и устойчивое цифровое будущее, которое мы хотим. В мире, характеризующемся растущей сложностью и неопределенностью, наша коллективная ответственность заключается в том, чтобы образование оставалось центральным пространством для преобразования нашего общего будущего»

Непосредственно сама работа международной научно-практической конференции была выстроена по трем ступеням образования.

Искусственный интеллект в школах

Первая дискуссионная площадка была посвящена применению искусственного интеллекта в общем образовании в ассоциированных школах ЮНЕСКО.

Участники площадки обсудили актуальные модели, инструменты и технологии искусственного интеллекта, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс, познакомились с международным опытом, представили опыт России и Республики Татарстан, выработали общие подходы к решению проблем развития образования посредством искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект в среднем профессиональном образовании

На второй площадке обсудили опыт применения искусственного интеллекта в среднем профессиональном образовании.

На площадке был затронут широкий круг вопросов, связанных с развитием искусственного интеллекта в сфере среднего профессионального образования. Все доклады и выступления были направлены на развитие человеческого потенциала для использования новых методов и технологий искусственного интеллекта как инструмента, который может помочь создать более эффективную и доступную систему образования.

Искусственный интеллект и высшее образование

На третьей площадке собрались представители высшего образования, в том числе члены международных кафедр ЮНЕСКО России и зарубежных стран.

Искусственный интеллект открывает перед высшим образованием новые горизонты, предлагая инновационные решения для повышения эффективности и качества образования в подготовке будущих поколений к успешной жизни в цифровом мире. С докладами выступили Николай Синяк, кандидат экономических наук, доцент, вице-президент УВО «Университет управления «ТИСБИ» с докладом «Практика высших учебных заведений в сфере искусственного интеллекта в Республике Беларусь и за рубежом»,

Дмитрий Поляков, ректор УВО «Университет управления «ТИСБИ» с докладом «От цифровой трансформации к цифровой экосистеме Университета будущего» и Булат Гизатуллин, заведующий Лабораторией искусственного интеллекта УВО «Университет управления «ТИСБИ» с докладом «Разработка системы рекомендаций тем выпускной квалификационной работы с использованием искусственного интеллекта на основе цифрового следа студента».

Это мероприятие было особенно важно для сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации, так как оно способствовало обмену опытом и лучшими практиками в области применения искусственного интеллекта в образовании.

Со 2 по 5 сентября штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже проводила Неделю цифрового обучения 2024 года под девизом «Технологии управления для образования». Национальный координационный центр проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО в Российской Федерации активно поддержал мероприятие, разработав новый функционал на сайте.

Файлы для скачивания
Тип мероприятия
Конференция, стажировка или семинар, проводимые ЮНЕСКО
Дата и время проведения
20-20 сентября 2024, 09:30