Целью конкурса является создание условий для достижения нового качества школьных исследований на основе культурологического подхода, внедрение и распространение гуманитарного исследования в педагогическую практику. Итогом конкурса является презентация лучших исследовательских работ в рамках ученической конференции исследовательских работ «Мир в зеркале культуры».
Идея конкурса заключается в формировании и развитии общекультурной компетентности школьников в процессе проведения исследований.
Конкурс способствует внедрению проектно-исследовательской деятельности в ОУ в рамках реализации ФГОС.
Конкурс предполагает сопровождение исследований специалистами города, написание рекомендаций членами жюри для каждого участника конкурса, проведение обучающих семинаров и мастер-классов для членов жюри, педагогов и обучающихся ОУ. Для реализации обучающего компонента конкурса Организаторами привлечены специалисты крупнейших организаций города: университетов, музеев, библиотек, центров и домов детского творчества.
1. Конкурс предполагает участие детей с 1 по 11 классы. Таким образом, уже с начальной школы идет формирование исследовательской культуры.
2. Для каждого возрастного уровня школьников определены особые формы итоговых исследовательских работ, учитывающие как уровень психологических особенностей детей, так и уровень учебных навыков.
3. Конференция «Мир в зеркале культуры» (4 этап конкурса) проходит в форме активного обсуждения исследовательских работ как членами жюри, так и слушателями.
4. Членами жюри Конференции являются не только педагоги ОУ, но представители высших учебных заведений (РГПУ им. А. И. Герцена, СПбГУ и др.), представители государственного музея «Петергоф», Эрмитажа, Русского музея и др., представители книжного магазина-клуба «Чудетство», студенты и аспиранты вузов Санкт-Петербурга.
5. Каждая работа проходит рецензирование одним из членов жюри и учащимся других общеобразовательных учреждений, что позволяет автору получить подробный анализ своей работы независимым экспертом и неквалифицированным читателем.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
• «Исследование по учебному предмету». Исследовательская работа, представленная для участия в Конкурсе в данной номинации, должна расширять и углублять содержание учебного курса предмета (история, биология, математика, литература и пр.), давать оценку или суждение об отдельных фактах, явлениях в одной предметной области.
• «Интеграционное исследование». Исследовательская работа, представленная для участия в Конкурсе в данной номинации, должна иметь надпредметный характер и предполагать обращение к материалам нескольких предметных областей (предметов) для более многогранного анализа проблемы, обозначенной в работе.
• «Исследование в открытом образовательном пространстве». Исследовательская работа, представленная для участия в Конкурсе в данной номинации, должна быть нацелена на раскрытие потенциала социокультурных институтов — партнеров школы в образовательном процессе.
В качестве конкурсного задания предусмотрены формы исследовательских работ в соответствии с четырьмя возрастными группами:
• для обучающихся 1–4 классов исследовательская работа может быть выполнена в форме описания самостоятельно придуманного и проведенного эксперимента, наблюдения или другого реализованного научного метода. Необходимо указать проблему, цель, этапы, ход, результаты и значение выбранного научного метода.
• для обучающихся 5–7 классов исследовательская работа может быть выполнена в форме сочинения-рассуждения на тему, проектной работы (макет, проект и рассказ о собственном исследовательском опыте, эксперименте, наблюдении). Исследовательская работа предполагает самостоятельно сформулированное противоречие, проблему и рассуждение участника Конкурса с выдвижением нескольких аргументов и представлением собственного мнения. Объем исследовательской работы не ограничен.
• для обучающихся 8–9 классов исследовательская работа может быть выполнена в форме проблемно-реферативной работы. Исследовательская работа предполагает анализ выбранных источников, самостоятельное планирование (определение проблемы, цели, задач), анонс литературы, обзор источников и анализ нескольких «чужих» позиций. В заключение должно быть представлено самостоятельно сформулированное обобщение и собственное обоснованное мнение участника Конкурса. Объем исследовательской работы не менее 10 страниц.
• для обучающихся 10–11 классов исследовательская работа может быть выполнена в форме исследовательской или проектной работы, включающей основные этапы исследования (постановку проблемы, формулировку гипотезы, цели и задач, анализ литературы, самостоятельные выводы). Объем исследовательской работы не менее 15 страниц.
Исследовательская работа может быть написана на любом из предложенных языков: русский, английский, немецкий.
Работы, представленные на ученической конференции «Мир в зеркале культуры» проходят конкурсный отбор в соответствии с критериями Положения. Всем участникам конференции (IV этап конкурса) присуждается Лауреат городского конкурса. По результатам выступлений члены жюри определяют Победителя и Призеров конкурса (в рамках каждой секции Конференции).