Проведение Турнира приурочено к Международному дню родного языка. Наш русский язык богат выразительными средствами. И одним из средств этого богатства являются крылатые слова или фразеологизмы. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. На Турнире обучающиеся 1-4 классов в весёлой игровой форме узнают и запомнят фразеологизмы, чтобы сделать свою речь выразительнее и интересней.
Цели Турнира:
1. Проверить и закрепить знания по фразеологии;
2.Формировать навыки усвоения и распознавания смысловых значений фразеологизмов;
обогатить фразеологический запас обучающихся;
3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе знакомства
с теоретической информацией;
4. Воспитывать интерес обучающихся к русскому языку.
Оборудование: презентация, рисунки с фразеологизмами, иллюстрации, плакаты с высказываниями, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
1. Приветствие.
Учащиеся разделены на 2 группы по 5 человек. Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирают капитана команды.
Представление команд, членов жюри.
2. Начало конкурса. Конкурс «Блиц-опрос».
Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения слов? Назовите (фразеология).
Фразеологизм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.
Другими словами, фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее.
В русском языке великое множество фразеологических оборотов. Сегодня вы в этом убедитесь. К примеру, проанализируем слово «рука». Существует больше пятидесяти фразеологизмов, в которых встречается данное слово: рукой подать, быть под рукой, носить на руках, золотые руки, рука об руку, держать в руках, ухватиться обеими руками, подвернуться под руку и др.
- Как вы понимаете выражение «Кот наплакал»?
- Какое блюдо бывает у некоторых в голове?
- Что значит «Бить баклуши»?
- Кто такой «Козёл отпущения»?
- Его держат за зубами, иногда прикусывают, а ещё он бывает без костей. Что это?
- Если на него наступит одно животное, то музыкант из вас не получится. Что это?
- Он в голове у легкомысленного человека, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают.
(Ответы: слишком мало, каша, бездельничать, ответчик за чужие ошибки, язык, ухо, ветер, уши)
3. Найдите фразеологические синонимы:
Задание для команды № 1 (на карточках):
Витать в облаках
Связывать по рукам и ногам
Вставлять палки в колеса
Из другого теста
Небо и земля
Семи пядей во лбу
В тот же миг
Сию минуту
Ума палата
Строить воздушные замки
Найдите фразеологические антонимы:
Душа в душу
Как звезд на небе
С гулькин нос
Последняя спица в колесе
Играть первую скрипку
Как кошка с собакой
Рукой подать
За тридевять земель
Восходящая звезда
Угасшее светило
Задание для команды № 2 (на карточках):
Найдите фразеологические синонимы:
Набрать в рот воды
Пожимать плечами
Встал не с той ноги
Всего ничего
Теряться в догадках
Играть в молчанку
Кот наплакал
Не в духе
Как сквозь землю провалился
Днем с огнем не найдешь
Найдите фразеологические антонимы:
Как из-под земли вырос
Засучив рукава
Бить баклуши
Сидеть сложа руки
Как кошка с собакой
Чуть свет
На ночь глядя
Как сквозь землю провалился
Не покладая рук
Не разлей вода
4. Конкурс «Восстанови фразеологизм» (текст на экране):
- Зарубить…. (на носу)
- Во все… (глаза)
- Как с гуся… (вода)
- …. Скребут на душе (кошки)
- Плакаться …. (в жилетку)
- Прожужжать …. (все уши)
- Жить как кошка … (с собакой)
- Делать из мухи … (слона)
- Обвести … (вокруг пальца)
- Вылетело… (из головы)
5. Конкурс «Замени выделенные слова фразеологизмом» (на экране)
1. У нашего Ивана Васильевича на уроке будь внимателен.
2. Увидев товарища, Петя стремглав побежал к нему.
3. «Мир приключений» всё время у ребят; он переходит от одного к другому.
4. Крепостные крестьяне должны были работать на помещика без отдыха.
5. Игорь – главный помощник отца.
6. Враньё, сейчас я расскажу ребятам всю правду о тебе.
Ответы: 1. Держи ухо востро. 2. Сломя голову 3. Из рук в руки. 4. Не покладая рук. 5. Правая рука. 6. Открою ребятам глаза.
6. Конкурс «Одним словом».
Первой команде: 1. Подобрать синонимы к фразеологизмам:
Работать не покладая рук, засучив рукава, до седьмого пота, не жалея сил. (Прилежно трудиться)
2.Отгадывание фразеологической загадки: Это часть тела, которую намыливают; подставляют невзначай в тяжелую минуту; на ней сидят дармоеды. (Шея: намылить шею; подставить шею; сидеть на чужой шее).
Второй команде: 1. Подобрать синонимы к фразеологизмам: как в воду канул, как сквозь землю провалился, как ветром сдуло, след простыл. (Исчез)
2.Отгадывание фразеологической загадки: А если трудился по дому умело, и справился с каждым порученным делом, от мамы услышишь такие слова: «Работал сынок…» (засучив рукава).
7. Фразеологизмы. Шутки.
1. Можно ли что-нибудь перелить из …. пустого сосуда? (Из пустого в порожнее)
2. Может ли вопрос …. заболеть? Есть ли у него ребро? (Больной вопрос; поставить вопрос ребром)
3. Говорят «искать по горячим следам». А может ли след быть холодным? (Может. Фразеологизм «И след простыл»)
4. Может ли горе быть …. в жидком состоянии? (Хлебнуть горя)
5. Есть ли глаза … у правды? (Смотреть в глаза опасности)
6. Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат «вверх ногами»).
7. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Знать как дважды два)
8. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).
8. Как об этом говорят?
1. О том, к чему трудно придраться. (Комар носа не подточит)
2. Об удачливом, счастливом человеке. (В рубашке родился).
3. О полной тишине. (Слышно, как муха пролетает)
4. Об очень большой тесноте в помещении? (Яблоку негде упасть)
5. О первых признаках появления чего – нибудь хорошего, радостного. (Первая ласточка)
6. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства. (На душе кошки скребут).
9. Названное слово замените синонимичным фразеологизмом (текст на экране).
Временно (незаконно) – на птичьих правах
Вместе – в один голос
Издавна- испокон веку
Мало – с гулькин нос
Медленно – как сонная муха
Неожиданно — как снег на голову
Усердно – засучив рукава
Молчать — держать язык за зубами
Болтать – точить лясы
Темно — хоть глаз выколи
Опытный — стреляный воробей
Мокрый — ни одной, сухой нитки
Обманывать — водить вокруг пальца
Бить — намять бока
10. Вопросы болельщикам.
Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
1.Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей. (У рыб нет зубов)
2. Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
(Строчку, прошитую на швейной машине).
3. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?( Суббота)
4. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (Именительный падеж)
5. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
6. Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
7. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон, стог).
11. Итог мероприятия. Подведение итогов, подсчёт очков.
12. Заключительное слово учителя.
Употребление фразеологизмов делает нашу речь образной, живописной и выразительной. Поэтому их часто используют мастера слова.
Дорогие ребята! Старайтесь обогатить свой язык фразеологизмами и учитесь уместно их употреблять.