Фразеологизмы - богатство русского языка. Турнир для учеников начальной школы

Проведение Турнира приурочено к Международному дню родного языка. Наш русский язык богат выразительными средствами. И одним из средств этого богатства являются крылатые слова или фразеологизмы. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. На Турнире обучающиеся 1-4 классов в весёлой игровой форме узнают и запомнят фразеологизмы, чтобы сделать свою речь выразительнее и интересней.

Цели Турнира:

1. Проверить и закрепить знания по фразеологии;

2.Формировать навыки усвоения и распознавания смысловых значений фразеологизмов;

обогатить фразеологический запас обучающихся;

3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе знакомства

с теоретической информацией;

4. Воспитывать интерес обучающихся к русскому языку.

Оборудование: презентация, рисунки с фразеологизмами, иллюстрации, плакаты с высказываниями, карточки с заданиями.

Ход мероприятия:

1. Приветствие.

Учащиеся разделены на 2 группы по 5 человек.  Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе  выбирают капитана команды. 

Представление команд, членов жюри.

2. Начало конкурсаКонкурс «Блиц-опрос».

Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения слов? Назовите (фразеология).

Фразеологизм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.

Другими словами, фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее.

В русском языке великое множество фразеологических оборотов. Сегодня вы в этом убедитесь.  К примеру, проанализируем слово «рука». Существует больше пятидесяти фразеологизмов, в которых встречается данное слово: рукой подать, быть под рукой, носить на руках, золотые руки, рука об руку, держать в руках, ухватиться обеими руками, подвернуться под руку и др.

- Как вы понимаете выражение «Кот наплакал»?

- Какое блюдо бывает у некоторых в голове?

- Что значит «Бить баклуши»?

- Кто такой «Козёл отпущения»?

- Его держат за зубами, иногда прикусывают, а ещё он бывает без костей. Что это?

- Если на него наступит одно животное, то музыкант из вас не получится. Что это?

- Он в голове у легкомысленного человека, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают.

(Ответы: слишком мало, каша, бездельничать, ответчик за чужие ошибки, язык, ухо, ветер, уши)

3. Найдите фразеологические синонимы:

Задание для команды № 1 (на карточках):

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

 

Найдите фразеологические антонимы:

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило

 

Задание для команды № 2 (на карточках):

Найдите фразеологические синонимы:

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

 

Найдите фразеологические антонимы:

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода

 

4. Конкурс «Восстанови фразеологизм» (текст на экране):

- Зарубить…. (на носу)

- Во все… (глаза)

- Как с гуся… (вода)

- …. Скребут на душе (кошки)

- Плакаться …. (в жилетку)

- Прожужжать …. (все уши)

- Жить как кошка … (с собакой)

- Делать из мухи … (слона)

- Обвести … (вокруг пальца)

- Вылетело… (из головы)

5. Конкурс «Замени выделенные слова фразеологизмом» (на экране)

1. У нашего Ивана Васильевича на уроке будь внимателен.

2. Увидев товарища, Петя стремглав побежал к нему.

3. «Мир приключений» всё время у ребят; он переходит от одного к другому.

4. Крепостные крестьяне должны были работать на помещика без отдыха.

5. Игорь – главный помощник отца.

6. Враньё, сейчас я расскажу ребятам всю правду о тебе.

Ответы: 1. Держи ухо востро. 2. Сломя голову 3. Из рук в руки. 4. Не покладая рук. 5. Правая рука. 6. Открою ребятам глаза.

6. Конкурс «Одним словом».

Первой команде: 1. Подобрать синонимы к фразеологизмам:
Работать не покладая рук, засучив рукава, до седьмого пота, не жалея сил. (Прилежно трудиться)
2.Отгадывание фразеологической загадки: Это часть тела, которую намыливают; подставляют невзначай в тяжелую минуту; на ней сидят дармоеды. (Шея: намылить шею; подставить шею; сидеть на чужой шее).

Второй команде: 1. Подобрать синонимы к фразеологизмам: как в воду канул, как сквозь землю провалился, как ветром сдуло, след простыл. (Исчез)
2.Отгадывание фразеологической загадки: А если трудился по дому умело, и справился с каждым порученным делом, от мамы услышишь такие слова: «Работал сынок…» (засучив рукава).

7. Фразеологизмы. Шутки.

1. Можно ли что-нибудь перелить из …. пустого сосуда? (Из пустого в порожнее)

2. Может ли вопрос …. заболеть? Есть ли у него ребро? (Больной вопрос; поставить вопрос ребром)

3. Говорят «искать по горячим следам». А может ли след быть холодным? (Может. Фразеологизм «И след простыл»)

4. Может ли горе быть …. в жидком состоянии? (Хлебнуть горя)

5. Есть ли глаза … у правды? (Смотреть в глаза опасности)

6. Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат «вверх ногами»).

7. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Знать как дважды два)

8.  Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).

8. Как об этом говорят?

1. О том, к чему трудно придраться. (Комар носа не подточит)

2. Об удачливом, счастливом человеке. (В рубашке родился).

3. О полной тишине. (Слышно, как муха пролетает)

4. Об очень большой тесноте в помещении? (Яблоку негде упасть)

5. О первых признаках появления чего – нибудь хорошего, радостного. (Первая ласточка)

6. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства. (На душе кошки скребут).

9. Названное слово замените синонимичным фразеологизмом (текст на экране).

Временно (незаконно) – на птичьих правах

Вместе – в один голос

Издавна- испокон веку

Мало – с гулькин нос

Медленно – как сонная муха

Неожиданно — как снег на голову

Усердно – засучив рукава

Молчать — держать язык за зубами

Болтать – точить лясы

Темно — хоть глаз выколи

Опытный — стреляный воробей

Мокрый — ни одной, сухой нитки

Обманывать — водить вокруг пальца

Бить — намять бока

10. Вопросы болельщикам.
Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

1.Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей. (У рыб нет зубов)

2. Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
(Строчку, прошитую на швейной машине).

3. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?( Суббота)
4. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (Именительный падеж)
5. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
6. Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
7. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон, стог).

 

11. Итог мероприятия. Подведение итогов, подсчёт очков.

12. Заключительное слово учителя.

Употребление фразеологизмов делает нашу речь образной, живописной и выразительной. Поэтому их часто используют мастера слова.

Дорогие ребята! Старайтесь обогатить свой язык фразеологизмами и учитесь уместно их употреблять.

 

Начало мероприятия
27 февраля 2025 в 09:00
Окончание мероприятия
27 февраля 2025 в 12:00
Приём заявок
c 26 февраля 2025 09:00 до 26 февраля 2025 12:00
Форма участия
Очное
Место проведения
МАОУ «Лицей №37» города Саратова
Язык
Русский
Контактные данные
Шалимова Надежда Михайловна
+7 (845) 273-54-92 lyceum37@mail.ru
Рубан Наталья Анатольевна
+7 (845) 273-54-92 lyceum37@mail.ru