Итоговый урок наследия, подготовленный специалистами Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, был посвящен уникальному явлению в истории сохранения культурного наследия - "Ленинградской школе реставрации".
Ленинградская школа реставрации занимает особое место в истории сохранения культурного наследия России. Её становление и развитие тесно связаны с историей Санкт-Петербурга (Ленинграда), города, который с момента своего основания стал символом архитектурного великолепия и развития культуры.
Точкой отсчета существования ЛШР принято считать 1 июля 1945 года –
В этот день были организованы Ленинградские архитектурно-реставрационные мастерские Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома. Их главной задачей стало восстановление разрушенных в годы Великой Отечественной войны и блокады архитектурных и скульптурных памятников Ленинграда и пригородов.
Инициатива создания мастерских принадлежала начальнику Государственной инспекции по охране памятников (ГИОП) Ленинграда Николаю Белехову, архитектору Кириллу Халтурину и художнику-реставратору Николаю Перцеву.
Основные принципы Ленинградской школы реставрации
Научный подход.
Бережное отношение к исторической подлинности.
Использование традиционных технологий и материалов.
Комплексный подход.
Образование и традиции
Примеры проектов:
Реставрация пригородных дворцов в Петергофе, Царском селе, Павловске, реставрация Исаакиевского собора, собора Воскресения Христова («Спас на Крови»), Смольного института, Зимнего дворца и др. Восстановление дворцовых интерьеров с сохранением оригинальных элементов декора.
Эти работы стали образцом научного подхода и бережного отношения к культурному наследию. В современной практике стоит отметить реставрацию Исаакиевского собора, Смольного монастыря, Храма Вознесения Христова («Спас на Крови») и других знаковых памятников Санкт-Петербурга.
Ленинградская школа реставрации — это уникальное явление в истории сохранения культурного наследия. Её традиции, основанные на научном подходе, бережном отношении к памятникам и использовании исторических технологий, продолжают вдохновлять современных реставраторов.
Для обучающихся ГБОУ школы 690 итоговый урок наследия, посвященный ЛШР, стал не только напоминанием о уникальности места, в котором мы живем, но и взглядом в будущее, рассказывающим о важной профессии, которую можно получить и посвятить ей жизнь.