Уроки к Международному дню терпимости Тема: «Мы разные — мы равные» Возрастная группа: 5-8 классы (11-14 лет) Формат: Урок-дискуссия с элементами тренинга (45-60 минут)
1. Цели и задачи урока
· Цель: Формирование у учащихся понимания значения толерантности, уважения к человеческому достоинству и многообразию окружающего мира.
· Задачи: · Образовательные: Раскрыть сущность понятий «толерантность», «интолерантность», «стереотип», «предрассудок». · Развивающие: Развивать критическое мышление, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения, эмпатию и способность к самоанализу. · Воспитательные: Воспитывать уважение к правам и свободам других людей, независимо от их национальности, вероисповедания, внешности, культуры и убеждений.
2. Планируемые результаты · Личностные: Ученик осознает ценность разнообразия, проявляет готовность к равноправному сотрудничеству. · Метапредметные: Ученик умеет работать в группе, слушать и слышать собеседника, анализировать информацию. · Предметные (в рамках обществознания/граждановедения): Ученик знает и может объяснить ключевые понятия урока.
3. Оборудование и материалы · Мультимедийный проектор и экран. · Презентация (слайды с ключевыми понятиями, цитатами, изображениями). · Видеоролик (например, социальный ролик о толерантности или отрывок из мультфильма). · Раздаточный материал: карточки с заданиями, листы А3, маркеры, фломастеры. · Музыкальное сопровождение для рефлексии (спокойная, инструментальная музыка).
4. Ход урока (структура и содержание) I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (3-5 мин) · Учитель приветствует класс. · Прием «Ассоциации»: На экране появляется слово «РАЗНЫЕ». Учитель просит учащихся назвать первые ассоциации с этим словом (цвета, народы, вкусы, мнения, характеры и т.д.). · Затем появляется слово «РАВНЫЕ». Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, могут ли быть разные люди равными? О чем мы сегодня будем говорить?». Ученики высказывают предположения, и учитель объявляет тему урока: «Мы разные — мы равные». II. Актуализация знаний. Введение в тему. (7-10 мин)
1. Работа с понятиями: · На слайде появляется определение: «Толерантность» (от лат. tolerantia – терпение) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. · Учитель предлагает более простое, «житейское» определение: «Толерантность – это умение жить в мире с теми, кто не похож на тебя». · Обсуждаем, что означает это понятие на практике: уважать мнение других, быть внимательным к чужим чувствам, помогать тому, кто в этом нуждается, не осуждать за внешность или привычки.
2. Противоположность – Интолерантность: Объясняем, что это неприятие, раздражение, насмешки, агрессия по отношению к тем, кто отличается. III. Основная часть. Практическое осмысление. (20-25 мин) Это самая активная часть урока. Рекомендуется использовать 2-3 приема на выбор, в зависимости от времени. Прием 1: Упражнение «Чем мы похожи? Чем мы отличаемся?» (работа в парах/малых группах) · Ученикам предлагается в парах найти: 3 общие черты (оба любим пиццу, ходим в одну школу, любим спорт и т.д.) · 3 отличительные черты (разный цвет волос, разные любимые предметы, разный темперамент и т.д.) · Вывод после обсуждения: Несмотря на различия, у нас всегда есть что-то общее. Различия делают нас уникальными, а сходства – помогают находить общий язык. Прием 2: Анализ видеоролика (5-7 мин) · Просмотр короткого (1,5-3 минуты) социального ролика о толерантности, буллинге или принятии другого. · Примеры для поиска: ролики фондов «Обнаженные сердца», «Выход», социальная реклама. · Вопросы для обсуждения: · Какую проблему подняли авторы ролика? · Кто проявил толерантность, а кто – интолерантность? · К каким последствиям привела интолерантность?
· Что чувствовал главный герой? А что чувствовали вы, когда смотрели? Прием
3: Работа с кейсами «Ситуации выбора» (работа в мини-группах по 3-4 человека) · Каждой группе раздается карточка с описанием ситуации. · Примеры ситуаций: ·
Ситуация 1: В ваш класс пришел новый ученик. Он приехал из другой страны, плохо говорит по-русски и одевается не так, как все. Как вы поступите? ·
Ситуация 2: Ваш одноклассник из-за болезни пропустил месяц учебы и теперь отстает по предметам. Он обращается к вам за помощью. Ваши действия? ·
Ситуация 3: В компании друзей кто-то начал смеяться над девочкой из параллельного класса из-за ее полноты. Ваша реакция? · Группы обсуждают и предлагают толерантное решение ситуации. Затем представляют его классу. IV. Творческое закрепление. (5-7 мин) · Проект «Дерево Толерантности» · На ватмане заранее нарисован ствол дерева с надписью «Наш класс». · Ученикам раздают разноцветные бумажные «листочки» (или они рисуют свои ладошки). · Задание: Написать на листочке одно качество, правило или поступок, который поможет сделать наш класс более толерантным и дружным. · Примеры: «Быть внимательным», «Не перебивать», «Помогать друг другу», «Уважать чужое мнение». · Ученики по очереди подходят и приклеивают свои листочки к дереву. · Итог: Получается яркое, пышное дерево, символизирующее силу класса в его разнообразии и единстве.
V. Рефлексия. Подведение итогов. (3-5 мин) · Прием «Незаконченные предложения» (можно вывести на экран): · «Сегодня на уроке я понял(а), что...» · «Быть толерантным – это значит...» · «Я постараюсь...» · Учитель благодарит всех за работу и активность. · Заключительное слово учителя: «Ребята, все мы очень разные. И в этом наша сила. Представьте, как было бы скучно, если бы все люди были одинаковыми. Уважая друг друга, принимая различия, мы становимся не просто классом, а настоящей командой, где каждый ценен и важен. Помните: мы разные, но в своих правах и своем достоинстве мы равные».
5. Домашнее задание (по желанию или на усмотрение учителя) 1. Творческое: Нарисуйте плакат или создайте коллаж на тему «Мы разные — мы равные». 2. Исследовательское: Узнайте о традициях и культуре народа, представители которого живут в нашем городе/регионе. Подготовьте небольшой рассказ (3-5 предложений). 3. Аналитическое: Напишите мини-эссе на тему «Почему так важно уметь слушать и слышать другого?».
Рекомендации учителю: · Создавайте доброжелательную и доверительную атмосферу. · Акцентируйте внимание на позитивных примерах и решениях. · Пресекайте любые попытки некорректных высказываний, но делайте это тактично, переводя в конструктивное русло обсуждения. · Будьте готовы к тому, что у подростков может быть скептическое отношение. Важно оперировать конкретными жизненными примерами, а не абстрактными лозунгами.