ЭКОС - научно-образовательный проект по организации сети детского общественного экологического мониторинга, направленный на изучение изменения климата, приобщение детей и молодежи к общественно значимомой исследовательской деятельности, развитие экологического образования.
Сегодняшние дети - завтрашние управленцы, экономисты, производители, ученые, от кого будет зависеть благополучие региона и эффективность его хозяйства через 10 - 20 лет. Нужно уже сейчас учить ребят видеть, дать им возможность "потрогать руками" происходящие изменения в природе вокруг них, научить их понимать, что происходит, когда климат меняется; научить их анализировать, сопоставлять факты, делать выводы, строить предположения, искать возможные действия. Научить их понимать, что это дает обычным людям, и что можно сделать, чтобы смягчить влияние изменений климата. Именно в этом заключается цель и задачи проекта "Экос" - создания сети детского экологического мониторинга в Олёкминском районе Республики Саха (Якутия).
Участники проекта: воспитанники дошкольных образовательных учреждений; учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования; педагоги, воспитатели образовательных учреждений; представители организаций, заинтересованные в получении информации с пунктов наблюдений сети детского экологического мониторинга; Пользователи результатов НИР.
География проекта
Олекминский район Республики Саха(Якутия) с возможностью тиражирования опыта на другие районы республики и субъекты Российской Федерации, в первую очередь это сельские школы, расположенные в разных частях Республики Саха(Якутия)
Сроки 2024 – 2029 годы
Форма участия дистанционная и очная.
МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников «МР «Олекминский район» Республики Саха (Якутия). Партнерами проекта выступают:
Министерство образования и науки РС(Я); * Академия наук Республики Саха (Якутия);
Мнистерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия);
Администрация Муниципального района Олекминский район» Республики Саха (Якутия);
Институт биологических проблем криолитозоны - обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Якутский научный центр СО РАН»;
Институт мерзлотоведения имени академика П.И. Мельникова Сибирского
отделения РАН; Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени М. Г. Сафронова - обособленное подразделение ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН»; Научно-исследовательский институт прикладной экологии Севера им. Д.Д. Саввинова
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет
имени М.К. Аммосова»; ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский».
Что могут сделать дети? Суть экологического мониторинга - одновременное наблюдение за климатическими, сезонными изменениями в природе в разных географических точках нашего огромного района, исследование по одним и тем же методикам в одни и те же сроки с использованием одинакового оборудования, чтобы обеспечить научную точность собранных данных. Собранные таким образом данные могут быть востребованы учеными, исследователями, разработчиками превентивных мер по адаптации к изменениям климата и решения сопутствующих проблем.
Детскими руками можно собрать огромный массив данных об изменениях температуры воздуха, осадках, снежного покрова в местах, где отсутствуют метеопосты и метеорологические станции. Это позволит создать картину изменения климата на территории огромной протяженности. А это, в свою очередь, имеет прямое отношение к срокам и методам сельско-хозяйственных работ, и может быть важным для других отраслей хозяйства.
Реализация проекта позволит решить комплекс задач научного, образовательного, природоохранного характера, направленных на развитие у детей и молодежи умений и качеств, необходимых человеку для достойной жизни и устойчивого развития, приобретение умений и навыков самостоятельной исследовательской и природоохранной работы, умение оценивать и прогнозировать изменения состояния окружающей среды с помощью специальных методик и применять полученные навыки на практике.